В два раза сократили срок выполнения исследования на COVID-19.
С 16 октября изменили санитарные правила профилактики коронавирусной инфекции. Проводить исследование на COVID-19 лаборатории могут не дольше 24 ч с момента поступления биоматериала до получения результата пациентом. Ранее срок такого тестирования не мог превышать 48 ч.
(Документ: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.10.2021 № 25).
С 1 октября частные клиники, работающие по ОМС, могут участвовать в бесплатной вакцинации.
Вакцинацию по национальному календарю профилактических прививок и календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям разрешили проводить любым медорганизациям — участникам территориальной программы ОМС.
Порядок обеспечения клиник вакцинами, включенными в национальный календарь прививок, установит правительство, а правила обеспечения иммунобиологическими препаратами из календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям — региональные органы исполнительной власти.
Прежде бесплатную вакцинацию проводили только государственные и муниципальные медорганизации.
(Документ: Федеральный закон от 02.07.2021 № 316-ФЗ).
Правительство утвердило порядок обеспечения частных клиник препаратами для бесплатной вакцинации.
С 1 октября вакцинацию разрешили проводить любым медорганизациям — участникам территориальной программы ОМС. Речь идет о вакцинации по национальному календарю профилактических прививок и календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям. В связи с этим установили общие правила обеспечения организаций препаратами.
Вакцины частные клиники будут получать за счет федерального бюджета. Региональные органы здравоохранения будут направлять заявки на поставку препаратов для них в Федеральный центр планирования и лекарственного обеспечения граждан. В заявках укажут нужный объем, наименования получателей и адреса поставки.
Частные клиники, как и государственные медучреждения, организуют хранение полученных вакцин. Документы, которые подтверждают поставку препаратов по госконтрактам, нужно будет подписать, а их копии направить в региональный орган здравоохранения. На копиях должны быть подпись ответственного лица и печать организации (при наличии).
Порядок обеспечения препаратами государственных медучреждений по сравнению с прежними правилами почти не изменился.
(Документ: Постановление Правительства РФ от 05.10.2021 № 1688).
Подготовили еще один проект поправок к положению о лицензировании медицинской деятельности.
В лицензионные требования к медицинской деятельности хотят вернуть условия об образовании и стаже руководителя и его заместителей. В этой части проект об изменении положения о лицензировании медицинской деятельности аналогичен тому, который предлагали в августе. Только новый документ, если его примут, вступит в силу с 1 сентября 2022 года.
Отметим еще пару отличий нового проекта от предыдущего.
В частности, в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, планируют внести такие изменения:
— добавить услуги «психотерапия», «сексология», «эпидемиология»;
— исключить услуги по «авиационной и космической медицине», «реабилитационному сестринскому делу».
Перечень тождественных работ (услуг) могут дополнить. Услуги «лечебная физкультура и спортивная медицина» и «лечебная физкультура» признают идентичными. (Документ: Проект постановления Правительства РФ).
В рамках эксперимента врачам могут разрешить ставить диагноз дистанционно.
На общественное обсуждение выставили проект программы экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по применению телемедицинских технологий. Он предусматривает расширение возможностей телемедицины.
В рамках эксперимента можно будет дистанционно поставить первичный и окончательный диагноз, назначить и скорректировать лечение (п. 2 проекта программы). Нельзя использовать телемедицину, например, при медосвидетельствованиях или постановке диагноза по социально значимым заболеваниям (п. п. 14, 15 проекта программы).
Проект содержит описание действий пациента и медработника до онлайн-консультации и во время ее проведения (п. 4 проекта программы). Ее смогут получить только дееспособные физлица в возрасте от 18 до 65 лет (п. 13 проекта программы).
Ввести ЭПР планируют на 3 года на всей территории России (п. п. 9, 11 проекта программы). Оказывать телемедицинские услуги в рамках эксперимента будут на коммерческой основе (п. п. 21, 27 проекта программы). Пока число участников программы ограничено, но к ней при соблюдении установленных требований смогут присоединиться новые медорганизации (п. п. 36, 37, 39 проекта программы). Они должны будут предоставить медработникам необходимые средства связи и оборудование (п. 28 проекта программы).
Напомним, по общему правилу при применении телемедицины врач может скорректировать лечение, которое назначено пациенту на очном приеме.
(Документ: Проект постановления Правительства РФ https://regulation.gov.ru/projects#npa=121390).
ВС РФ подтвердил, что периодические медосмотры могут проводить мобильные медицинские бригады.
Медорганизация оспорила решение ВС РФ об отказе признать частично недействующим положение, по которому периодические осмотры работников могут проводить мобильные бригады врачей-специалистов. Апелляционная коллегия ВС РФ оставила решение без изменений.
Один из доводов медорганизации такой: периодический осмотр не относится к первичной медико-санитарной помощи. Значит, его проведение выездными бригадами противоречит правовым актам, которые определяют правила лицензирования медицинской деятельности. Кроме того, по мнению организации, оспариваемое положение может рассматриваться как ограничение конкуренции.
Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с правильностью выводов суда первой инстанции:
— правовые акты, которые устанавливают порядок лицензирования, не запрещают мобильным медицинским бригадам выезжать на периодические медосмотры и не требуют оформлять для этого отдельную лицензию;
— периодические осмотры работников могут проводить выездные бригады врачей при соблюдении лицензионных требований, а также требований и стандартов к организации и выполнению соответствующих работ, услуг;
— оспоренное положение не содержит каких-либо ограничений на осуществление лицензируемого вида деятельности.
(Документ: Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 09.09.2021 № АПЛ21-317).
Медорганизации и аптеки могут трудоустроить специалистов без бумажного свидетельства об аккредитации.
С 1 октября медиков и фармацевтов считают прошедшими аккредитацию с момента внесения данных об этом в ЕГИСЗ. По новым правилам Закона об охране здоровья информации из системы достаточно для допуска к медицинской и фармацевтической деятельности. Ранее для этого требовалось бумажное свидетельство об аккредитации.
Само свидетельство и (или) выписку из ЕГИСЗ о прохождении аккредитации теперь выдадут по заявлению специалиста. Причем по проекту Минздрава для получения бумажного свидетельства к заявлению придется прилагать еще и пакет документов.
Для специалистов, сведения о которых составляют гостайну, правительство установит особые правила прохождения аккредитации. Данных о таких лицах в ЕГИСЗ не будет.
(Документ: Федеральный закон от 02.07.2021 № 312-ФЗ).
Апелляция подтвердила: из средств ОМС можно оплачивать отпуск работника-«вредника» свыше 7 дней.
Недавно мы рассказывали о случае, когда медорганизация оплатила работникам с вредными (выше первой степени) или опасными условиями труда дополнительный отпуск более 7 календарных дней.
Территориальный фонд посчитал расходы за счет средств ОМС нецелевыми. Организация выиграла спор в первой инстанции. Теперь это решение поддержала апелляция.
По ТК РФ 7 дней — это минимальная продолжительность отпуска за «вредность». Конкретному работнику период отдыха устанавливают с учетом результатов спецоценки. Это предполагает определять количество дней отпуска индивидуально.
Проверяющие не доказали, что организация установила избыточное число дней отдыха. Территориальная программа ОМС не ограничивала сумму оплаты минимальным размером гарантии.
Рекомендуем предусматривать для таких работников дополнительный отпуск более 7 дней, только если это оправдано большей степенью вредности условий их труда. Иначе есть риск проиграть спор контролерам.
(Документ: Постановление 7-го ААС от 13.09.2021 по делу № А03-1384/2019).
Суд признал, что уведомление о включении в реестр участников ОМС можно подать в последний день срока.
Клинике отказали во включении в реестр медорганизаций — участников территориальной программы ОМС на 2021 год. ТФОМС посчитал, что срок подачи уведомления организация нарушила. Она оспорила решение фонда, суды ее поддержали.
Уведомление о включении в реестр участников ОМС клиника направила 1 сентября 2020 года. По Закону об ОМС это нужно сделать до 1 сентября года, предшествующего тому, в котором медорганизация намерена работать по ОМС. Непосредственно 1 сентября уведомление подать можно, решили суды. Соответственно, фонд неправомерно отказал клинике во включении в реестр.
(Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.09.2021 по делу № А29-12214/2020).
Госзакупки услуг по периодическим медосмотрам: суды указали, какие лицензии нужно требовать.
Заказчик проводил аукцион на услуги по проведению периодических медосмотров сотрудников. В документации установили требование о наличии лицензий на оказание собственно этих услуг. При этом участники также должны были иметь разрешения на услуги по бактериологии, паразитологии, психиатрии, ультразвуковой диагностики и др. Санкт-Петербургское УФАС посчитало, что в данном случае достаточно лицензии на медосмотры и экспертизу профпригодности.
Суды поддержали решение контролеров. Обследования врачами-специалистами, лабораторная, ультразвуковая диагностика и другие виды деятельности, указанные в документации об аукционе, входят в состав обследований при периодических медосмотрах. Они не являются самостоятельным предметом закупки, значит, лицензия нужна только на сами медосмотры и экспертизу профпригодности. ВС РФ отказался пересматривать дело.
На момент проведения закупки действовал старый порядок проведения медосмотров. Однако выводы судов актуальны и сейчас, поскольку действующим порядком предусмотрены аналогичные нормы.
Отметим, что по данному вопросу есть практика с противоположным подходом. Так, Саратовское УФАС признало законным требование о наличии дополнительно разрешения на клиническую лабораторную или лабораторную диагностику.
(Документ: Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2021 № 307-ЭС21-16017).
Управление по физической культуре, спорту и здравоохранению