[bvi text="Версия для слабовидящих"]
14.10.2021

Физическая активность школьников

«Гимнастика, физические упражнения и ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» — эти слова Гиппократа в наш век научно-технического прогресса, вошедшего во все сферы деятельности, остаются в высшей степени актуальными.

 

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным, перед развитием различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. К примеру, ожирением страдает каждый десятый ребенок.

Необходимым условием гармоничного развития личности ребенка является достаточная двигательная активность.

Ученые утверждают, что в настоящее время интенсивность физической нагрузки человека уменьшилась в 100 раз по сравнению с предыдущими столетиями.

В последние годы в силу высокой учебной нагрузки школьникам приходится ограничивать свою естественную двигательную активность в школе и дома. Длительное нахождение в положении сидя за партой или учебным столом негативно отражается на функционировании многих систем организма школьника. Двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти наполовину. Она особенно снижается в зимнее время. Известно, что для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов, а дошкольник – 12 тысяч. Наблюдения показывают: и те и другие выполняют эту норму наполовину.

При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ снижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга — снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений. У малоподвижных детей мышцы плохо развиты, и не в состоянии поддерживать тело в правильном положении. В результате этого у детей нарушается осанка и формируется искривление позвоночника. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности детей играет значимую роль.
Необходимо с раннего возраста у детей прививать ответственное отношение к своему здоровью. Единственная возможность сохранить свое здоровье с детского возраста – это гармоничное сочетание умственной и физической активности. У детей, уже при поступлении в школу, необходимо прививать привычку к физической нагрузке. Утренняя физическая зарядка должна соответствовать возрасту ребенка и длиться 10-15-20 минут в зависимости от возраста. По возможности в школу рекомендуется идти пешком в среднем темпе движения. На переменах необходимо обязательно вставать из-за парты и ходить, при наличии достаточного пространства можно занять детей подвижными играми.

На уроках физкультуры у школьников формируется правильный мышечный корсет, повышается выносливость и сила мышц, улучшается реакция. Под влиянием физической активности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы, улучшается кровообращение внутренних органов и систем, повышается эмоциональный фон. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга. Но количество уроков физкультуры в школе недостаточно. Поэтому рекомендуется школьникам посещать дополнительно кружки или спортивные секции. Именно физическая активность позволяет ребенку переключиться от школьных проблем и повысить психическую устойчивость к стрессам.

Охрана собственного здоровья — это обязанность каждого. Человек сам творец своего здоровья. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом.
Чередование умственной и физической нагрузки – это залог здорового развития школьника.

 

 

Управление по физической культуре, спорту и здравоохранению