[bvi text="Версия для слабовидящих"]
14.01.2022

Двигательная активность студентов как один из факторов ЗОЖ

Традиционно студенчество относится к числу наиболее социально-активной части общества. К сожалению, данный вид их активности напрямую не соотносится с их активной деятельностью. Вместе с тем от моральных, профессионально-деловых качеств и от состояния здоровья данной категории населения будет зависеть уровень общественного прогресса России.

В нашей стране физическое воспитание в ВУЗах для студентов, обучающихся очно, является обязательным, что предусмотрено образовательными стандартами. В них разделу «Физическая культура и спорт» отведено 72 часа, «Элективным курсам по физической культуре и спорту» 328 часов. Впервые физическое воспитание было введено в учебные планы в 1926 году, а с 1929 года оно стало обязательным предметом в учебных планах всех вузов страны [5].

Несмотря на указанное, объемная учебная умственная деятельность большинства студентов проистекает на фоне недостаточной двигательной активности.

Вместе с тем, потребность в движении — одна из общебиологических особенностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности. Связь двигательной активности с состоянием здоровья человека неоспорима. По этому, особое значение в жизнедеятельности студентов приобретает гармонизация двигательной активности и профессионального становления в период получения высшего образования, когда предъявляются высокие требования не только к умственной деятельности, но и к физической работоспособности.

На наш взгляд, вопросы нормирования двигательной активности, количества тренировочных занятий, их интенсивности, оптимального двигательного режима для студенческой молодежи все еще недостаточно изучены. Некоторые советские и японские ученые считают, что в день следует совершать минимум 10—15 тыс. шагов. Исходя из наблюдений и результатов специальных исследований, М.Я. Виленский, Б.Н.Минаев, Ю.П. Кобяков рекомендуют поддерживать минимальную двигательную активность в повседневном режиме не менее 1 часа ежедневно, включая такие формы занятий, как утренняя гимнастика, пешие прогулки, бег трусцой и др [2,3].

Установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 8 000—11 000 шагов в сутки, а в каникулярный период 14 000—19 000. Очевидно, что уровень двигательной активности студентов во время каникул отражает естественную потребность в движениях, ибо в этот период они свободны от учебных занятий [1, 2].

Для определения двигательной активности студентов первокурсников обучающихся в ДВГМУ по специальности стоматология, педиатрия (n=150) мы провели исследование по определению недельной «шаговой активности» с использованием шагометрии, предполагающей ежедневное фиксирование результатов. Проанализировав данные о количестве шагательных локомоций (без учета обязательных занятий физической культурой) совершаемых студентами за сутки, мы получили следующие результаты: средний уровень двигательной активности студентов колеблется в пределах от 4000 до 9700 шагов (c=6800). Основываясь на полученных результатах, можно констатировать, что уровень двигательной активности исследуемого студенческого контингента значительно ниже существующих норм.

Для выявления причин низкой двигательной активности исследуемого контингента был проведен социологический опрос. В форме анкетирования. В нем приняло участие 124 человека из числа лиц обучающихся на стоматологическом и педиатрическом факультетах (81 девушка, 43 юноши), в возрасте от 17 до 19 лет.

Из числа опрошенных 77% занимаются физической культурой во внеурочное время. Из них  43% занимаются менее 3-х часов в неделю, что в 2 раза меньше необходимого объема. Тратят на занятия около 5-ти часов в неделю 19% опрошенных. Занимаются 6-8 часов в неделю 9 % студентов. И только у 6% респондентов данный показатель составил более 8 часов в неделю, что соответствует нормам двигательной активности.

Также нами была изучена степень удовлетворенности респондентов размещением  корпусов университета и состоянием его спортивных объектов. В результате опроса было установлено, что 48% респондентов полностью удовлетворены размещением корпусов; 29% удовлетворены не полностью; 23% студентов дали отрицательный ответ. В ответах на вопрос удовлетворенности состоянием спортивных объектов мнения респондентов распределились следующих образом: 69 % студентов удовлетворены состоянием; 9% — удовлетворены, но не полностью; 22% занимающихся не удовлетворены материальной базой («инвентарной» оснащенностью).

В ходе исследовании было установлено, что процент занимающихся физической культурой находится в прямой зависимости от материального состояния спортивных объектов: с улучшением материальной оснащенности залов возрастет их посещаемость (примером может служить: универсальный зал, зал фитнеса, зал атлетической гимнастики).

Результаты низкой двигательной активности исследуемого контингента, по нашему мнению, обусловлены территориальным расположением университета, размещением учебных корпусов.

Анализ полученных данных дает основание полагать, что для повышения уровня двигательной активности студентам необходимо увеличивать количество недельного объема самостоятельных нагрузок. Что невозможно без хорошо подготовленной материальной базы и личного настроя студенческой молодежи. Возможными выходами из данной ситуации могут являться следующие: оборудование специальных «троп здоровья»; создание минизалов непосредственно в корпусах проживания студентов; активное развертывание спортивно-массовой работы и проведение курсовых спартакиад, олимпиады; общеуниверситетских конкурсов: мисс и мистер ДВГМУ; создание  факультетских команд по видам спорта; внедрение и популяризация дополнительных образовательных программ типа «Тренер сам себе и своей семье» и др.

 

Берегите свое здоровье!

 

Соколова Александра Владимировна —

старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Дальневосточного государственного медицинского университета

 

 

 

 

Список литературы:

Виленский, М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. — В. кн.: Физическая культура студента. — М.: Гардарики, 2001. – С.I3I-174.

Виленский, М.Я.Минаев Б.Н. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха//Теория и практика физ. культуры. № 3, — С.60 – 64, 1973.

Кобяков, Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. — №11. — С.20-23. — 2003.

Козлов, Д.В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе: авто-реф. дисс…к. пед. наук. – Красноярск,– С.20. — 2009.

Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. – М.: Физическая культура и спорт, – С.431. – 2005.