[bvi text="Версия для слабовидящих"]
19.07.2022

Адаптация ребенка к школе. Советы психолога

Школа — самый важный этап в жизни ребенка, предшествующий его полноценному вхождению во взрослую жизнь. Именно здесь он будет приобретать все необходимые знания, умения, получать навыки для дальнейшего творческого, профессионального и духовного развития.

 

Подготовку ребенка к школе необходимо начинать заблаговременно, желательно со старшей группы детского сада. Как правило, в рамках дошкольного учреждения проводится работа по ознакомлению детей с принципами школьной программы, поведения, дисциплины. Однако не всегда данных мероприятий достаточно — малыш, воспринимает их в сугубо игровой форме.

 

Современные дети сложно адаптируются к школе. Ряд социальных и педагогических исследований показывает, что только каждый пятый первоклассник без особых проблем вливается в коллектив и практически сразу привыкает к стандартному учебному процессу. Около половины всех будущих первоклассников даже регулярно посещая дошкольное учреждение и имея хорошие психологические характеристики, имеют проблемы с адаптацией, преимущественно связанные с дисциплиной и успеваемостью.

 

Итак, ваш ребенок пошел в первый класс. Первые дни школы обычно положительно воспринимаются всеми детьми. Но через некоторое время атмосфера праздника, новизны, новых ощущений сменяется классическим учебным процессом. Именно на данном этапе могут возникнуть первые проблемы — если их вовремя не разрешить, то у ученика начинают наблюдаться признаки дезадаптации.

 

Точных временных рамок, которые бы могли указывать на успешное окончание периода адаптации первоклассника попросту не существует — слишком много факторов влияет на данный процесс. Современные психологи условно выделяют 3 основные категории детей в данном аспекте:

 

Группа 1. Дети адаптируются к школе на протяжении первых двух месяцев учебного процесса. Ребенок, относящийся к данной категории, быстро вливается в коллектив сверстников, осваивает азы поведения и учебы в школе, заводит новые знакомства. Психологический фон его устойчив, требования учителя выполняются без напряжения. Первые недели они могут ощущать некоторый дискомфорт в отношениях с детьми либо классным руководителем, однако уже к концу октября полностью осваиваются с новым для себя статусом, имеют преимущественно хорошее настроение, внешне и внутренне спокойны, доброжелательны и добросовестны;

 

Группа 2. Дети этой категории имеют больший период адаптации — как правило, до полугода. Они сложно воспринимают новый для себя процесс обучения, имеют проблемы с дисциплиной, часто играют на уроках, негативно реагируют на замечания учителя, имеют небольшие или средние трудности с усвоением базовой школьной программы, часто идут на конфликты со сверстниками. К концу первого полугодия основные негативные вышеозначенные проявления значительно ослабевают либо исчезают вовсе;

 

Группа 3. Социальная и психологическая адаптация этой группы детей сопряжена с серьезными трудностями. Негативные и отрицательные эмоции у них преобладают вне зависимости от обстоятельств, часто даже ко второму полугодию наблюдается частичное либо же полное невосприятие школьной программы и знаний. На уроках ребенок третьей группы практически не контролируем, более того, он систематически мешает учебному процессу и работе учителя. В данном случае классическими адаптационными мерами ощутимых результатов достичь не получается — необходима индивидуальная работа психолога и педагога, как в отношении первоклассника, так и его семьи (в подавляющем большинстве случаев именно семейный фактор оказывает ключевую роль в неприятии школы как таковой).

  

        Советы психолога, на которые родителям следует обратить внимание до поступления ребенка в школу.

Создание правильной психологической атмосферы. Следует в доступной форме объяснить и регулярно повторять ребенку, зачем нужна школа, что он будет там делать, каких правил необходимо придерживаться и как себя вести. Отдельно необходимо акцентировать внимание на явных плюсах школы перед детским садом, особенно если малышу не нравились отдельные аспекты посещения дошкольного учреждения (необходимость спать днём, нахождение в заведении до позднего вечера и так далее);

 

Имитация школьного обучающего процесса в домашних условиях. При наличии выходных и свободных дней у ребенка, можно поиграть в школу дома. Роль учеников и учителя могут играть  дети, игрушки, взрослые;

 

Нормализация суточных ритмов и приведение их в соответствие со школьным расписанием. Данный нюанс особенно актуален для тех детей, кто не посещал дошкольное учреждение и не привык к стандартному расписанию с ранним вставанием, чётко обозначенными периодами для употребления пищи, сна и так далее;

 

Соблюдение медицинских рекомендаций. Ребенок должен быть готов к школе не только психологически, но и физически.

   

       Советы психолога, направленные на максимально мягкую, быструю и легкую адаптацию ребенка при поступлении в первый класс.

 

Хвалить, а не ругать. Временная неуспеваемость первоклассника, особенно на начальном этапе посещения школы, объяснима сложностями интеграции в новый для него социум. Нельзя ругать ребенка за плохие результаты или как-либо выражать недовольство — это вызовет в нём массу негативных эмоций и снизит интерес к учебе. Хвалите малыша при малейшей возможности и даже малом успехе;

 

Сравнение с другими — недопустимо. Довольно часто, не слишком дальновидные родители начинают публично сравнивать способности  своего ребенка с каким-либо другим (сыном подруги, дочерью знакомой и так далее), указывая на его недостатки. Делать это не допустимо! Таким образом, существенно снижается самооценка и исчезает мотивация к дальнейшей учебе. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, делая акцент на улучшении собственных результатов;

 

Щадящая оценка. Не ждите быстрых и высоких результатов в учебной деятельности ребенка. В первый год обучения познавательный процесс сформирован таким образом, чтобы привить ребенку интерес и любовь к школе, оценки же отходят на второй план. Более того, для смягчения процесса адаптации в 1 классе начальной школы вообще не проводится официальное оценивание, а домашние задания — минимальны;

 

Развитие скрытого потенциала. Если ребенок любит публичное внимание, очень любознателен и имеет нерастраченную в школе энергию, то стоит найти ему наиболее подходящее занятие, где он сможет реализовать себя. Это может быть спорт, танцы, различные кружки. Естественно, дополнительные занятия  должны в обязательном порядке согласовываться с ребенком и не мешать отдыху, а также основному школьному обучению;

 

Награда. Лучшая награда для первоклассника — это не игрушки и сладости (они должны предоставляться в меру и не как плата за хороший результат в учебе либо поведении), а доверительное, открытое общение и похвала.

      

    Признаки успешной адаптации детей к школе.

Как можно понять, что ребенок полноценно освоился в школе? В первую очередь, понаблюдать за ним!

Признаки завершения адаптации и перехода к продуктивному учебному процессу с интеграцией в новое для себя общество:

— ребенку нравиться ходить в школу, он с большим удовольствием рассказывает обо всех аспектах нахождения в классе, своих маленьких победах и неудачах;

— малыш хорошо спит, жизнерадостный, активный, любопытный, не жалуется на разнообразные боли (в том числе мнимые), редко болеет;

— самостоятельно одевается и переодевается (как дома, так и в школе), хорошо ориентируется в здании учебного учреждения, без проблем ходит в столовую и туалет, а при необходимости может обратиться к педагогам за помощью;

— у ребенка появились друзья в классе, он знает их по именам и общим интересам;

— положительно относится к учителям, а на предложение вернуться в дошкольное учреждение отвечает решительным отказом.

 

 

Берегите свое здоровье!

 

Управление по физической культуре, спорту и здравоохранению администрации города Хабаровска

 

 

   

Источник: http://www.doctorfm.ru/psihologiya-i-razvitie/adaptaciya-rebenka-k-shkole-sovety-psihologa