2 апреля ежегодно с 2008 года отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
Аутизм – постоянное нарушение в развитии нервной системы, которое проявляется в раннем детстве и не зависит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического статуса.
Термин «расстройства аутистического спектра» (РАС) охватывает ряд определенных характеристик. При условии надлежащей поддержки, учета потребностей и доброжелательного отношения люди с РАС могут пользоваться равными возможностями, полноправно и продуктивно участвовать в жизни общества.
Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, нестандартные способы обучения, острый интерес к определенным темам, склонность к ритуальному поведению, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.
Расстройства аутистического спектра начинаются в детстве, сохраняясь в подростковом и взрослом возрасте. В большинстве случаев они проявляются в первые пять лет жизни.
Расстройства аутистического спектра часто сопровождаются другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания.
По оценкам ВОЗ, один ребенок из 160 детей имеет какое-либо расстройство аутистического спектра. Это усредненная оценка, которая сильно варьируется в разных исследованиях. Согласно недавним данным, оцениваемые показатели значительно выше. В частности, в 2020 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал новую статистику – расстройства аутистического спектра встречаются у каждого 54-го ребенка, что на 10% больше, чем по статистике 2018 года. У мальчиков аутизм диагностируется в три раза чаще, чем у девочек. По данным ВОЗ, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%.
Причины расстройств аутистического спектра до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.
За последние годы ученые открыли десятки генов, связанных с аутизмом, однако мутации в них не могут полностью объяснить ни одного случая развития этой болезни в целом и ее отдельных симптомов в частности.
Раннее диагностирование аутизма, надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека. Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.
Способов вылечить аутизм в настоящее время нет. Однако психосоциальные мероприятия на основе фактических данных, например, поведенческая терапия и программы обучения для родителей и других лиц, обеспечивающих уход, могут ослабить затруднения в коммуникациях и социальном поведении, оказав положительное воздействие на благополучие и качество жизни личности.
Пандемия COVID-19 выявила и усилила неравенство во всем мире, особенно в распределении доходов и благ, доступа к услугам здравоохранения. Люди с аутизмом всегда сталкивались с этим неравенством, которое сейчас лишь усугубилось.
В 2020 году большинство стран объявили о временном закрытии школ, что затронуло более 90% учащихся во всем мире. Особенно пострадали учащиеся с аутизмом, на них непропорционально сильно сказалось нарушение распорядка дня, услуг и поддержки.
В России общая численность лиц с расстройствами аутистического спектра, согласно мониторингу органов исполнительной власти субъектов РФ (2020), составила 32 тысячи 899 человек. Отмечен рост числа по сравнению с 2019 годом (23 тысячи 093 человека) на 42%. Общая численность детей с атистическими расстройствами на уровне дошкольного образования – 8 тысяч 89 человек (доля в общем числе лиц с РАС – 24,5%).
С сентября 2018 года в России началось тестирование образовательной программы для дошкольников с аутизмом. Программа нацелена на обучение детей самостоятельности, на ослабление зависимости от родителей и успешную интеграцию в общество в дальнейшем.
В РФ для обучения и воспитания детей с аутизмом разработан специальный образовательный стандарт, создаются программы и методы коррекционной помощи, адаптируются зарубежные психолого-педагогические подходы.
С 2008 года ежегодно 2 апреля в знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а также для привлечения внимания политиков и простых граждан к проблемам аутизма в мире по инициативе фонда Autism Speaks проходит акция «Зажги синим» (Light It Up Blue). Синий – официальный цвет организации. В этот день в странах, присоединившихся к акции, здания подсвечивают синими прожекторами. В России акция проводится с 2013 года, первым городом-участником стала Москва, затем к ней присоединились Санкт-Петербург, Белгород, Воронеж, Кострома, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Симферополь, Тюмень, Хабаровск и другие города.
Берегите свое здоровье!
Управление по физической культуре, спорту и здравоохранению администрации города Хабаровска
Источник: https://ria.ru/20220402/autizm-1781060480.html