[bvi text="Версия для слабовидящих"]
11.10.2021

Неврозы у детей

Здравствуйте, дорогие посетители Школы!

Продолжаем наши занятия. Сегодня мы поговорим об одном из самых распространенных нервно-психических заболеваний – неврозе.

В развитых странах различными формами невротических нарушений страдает от 10% до 20% населения, в т.ч. дети. Поскольку симптомы невроза зачастую носят не только психологический, но и соматический характер, эта проблема является актуальной не только для клинической психологии, но и для ряда других дисциплин (кардиология, пульмонология, педиатрия).

Поможет нам разобраться в проблеме Марина Федоровна Рзянкина — д.м.н., профессор, заведующая кафедрой педиатрии, детских инфекционных болезней и неонатологии Дальневосточного государственного медицинского университета.

 

За последние десять-пятнадцать лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей всех возрастных групп. Ведущее место в структуре функциональных нарушений и хронической патологии стали занимать расстройства поведения, нарушения и хронические заболевания нервной системы. Результаты многолетних научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост распространённости функциональных нарушений и хронических заболеваний нервной системы и психической сферы происходит в период получения детьми систематического образования – при обучении в учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования. Это связано как с возрастающей учебной нагрузкой, так и с тем, что на возрастном отрезке от 3 до 18 лет организм ребёнка интенсивно растёт и развивается и с этим этапом совпадает большинство критических периодов детства.

Для современного школьного образования характерно сочетание двух противоположных тенденций: с одной стороны все более раннее начало образования, а с другой – углубленное изучение отдельных предметов при интенсификации учебного процесса. Следует учитывать, что коренная реконструкция всего уклада жизни в нашей стране резко повысила психические нагрузки и требования к механизмам стрессоустойчивости не только взрослых, но и особенно детей и подростков. В процессе жизнедеятельности они постоянно испытывают психоэмоциональное напряжение при резком сокращении продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, не соответствующем возрастным потребностям. Все это снижает общую резистентность растущего организма, способствует формированию различных функциональных нарушений здоровья. По данным медицинской статистики и результатам профилактических осмотров нервно-психическими нарушениями страдают более половины учащихся массовых школ, причем по отношению к старшеклассникам и учащимся профессиональных училищ этот показатель значительно выше. Среди учащихся школ нового вида (гимназий, лицеев, частных школ) на 20% чаще, чем в массовых школах, встречаются пограничные нервно-психические нарушения.

В динамике обучения в общеобразовательных учреждениях распространенность нервно-психических расстройств существенно возрастает. По данным научных исследований, если среди младших школьников частота указанных расстройств  составляет 48,0‰, то среди старшеклассников выше почти вдвое – 87,5‰.

При этом, несмотря на огромную потребность в помощи, обращаемость по поводу этих нарушений нервно-психического здоровья к специалистам (неврологу, психиатру, медицинскому психологу) явно недостаточная. Это свидетельствует об отсутствии должного внимания со стороны родителей к невротическим расстройствам, возникшим у детей.

Неврозы – это особые патологии нервной системы, как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера. При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

Почему возникают неврозы?

И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции. Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы. Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей. является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).

Провоцирующими факторами для развития неврозов служат:

1. Предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей. Практически 50% детей с диагнозом невроз, переболели ранее соматическими заболеваниями,

2. Психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы.

Психическую травму дети получают в результате стресса хронического (регулярные ссоры в семье, агрессивно настроенный детский коллектив) и острого, испуга (авария, резкий звук в темноте),

3. Перенесенные заболевания,

4. Частое недосыпание,

5. Напряжение физическое или психическое;

6. Тяжелые отношения в семье.

Развитие заболевания и его выраженность зависит от: пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеники, гипер- и нормостеники),  особенностей  темперамента (холерики, флегматики и т.д.) .

Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого.

Перечисленные причины могут присутствовать как поодиночке, так и в любой комбинации. Единственный неблагоприятный фактор не всегда оказывает выраженное действие, но вместе они усиливают друг друга.

Неврозы у детей протекают в разных видах.  Чем они проявляются?

•Истерический невроз.

Развивается из истерики, которая трансформируется из обиды за не одобренное им действие (наказание, отказ в новой покупке, запрет смотреть долго мультики). Его проявления: припадки, сопровождающиеся криком, ревом, валянием по полу, покраснение лица. В тяжелых случаях возможна истерическая кратковременная слепота. Важно, что это все проделывается при зрителях, наедине ребенок такого не делает.

•Невроз страха.

Это самый распространенный вид детского невроза. Ему характерны приступы страха и паники, которые обычно бывают перед сном (отказ ложиться в кровать, боязнь спать без света). Такое же состояние также бывает связано с посещением школы или детсада. В данном случае категорически нельзя ругать, стыдить, наказывать и сравнивать с другими детьми. Такая тактика непременно усилит симптоматику. Родители для ребенка должны оставаться символом теплоты и комфорта в любой ситуации.

•Невротическое заикание.

Этой формой невроза чаще страдают мальчики. Причина обычно кроется в психологической травме (сильный испуг).

•Невротический энурез.

Это неосознанное ночное недержание мочи у детей. Оно развивается на почве психологического расстройства. Учащение случаев недержания во время сна пропорционально пережитым стрессам и физическим наказаниям. Детям с таким неврозом также характерна чрезмерная капризность, раздражительность, плаксивость, заикание.

•Невротические расстройства сна.

Они часто встречаются и проявляются тем, что дети плохо засыпают, их сон неспокойный, они вскрикивают и от этого просыпаются. Бывают случаи лунатизма.

•Необычные мимика и жесты.

При неврозе навязчивых состояний можно наблюдать тик, заведение глазных яблок, подрагивание уголков губ у пострадавшего малыша или подростка. Ребенок с озвученной проблемой может непроизвольно подпрыгивать, а также похлопывать себя рукой.

Важно как можно ранее диагностировать невроз. Это обеспечит быстрейшее излечение, и отсутствие осложнений. Процесс диагностики неврозов у детей выполняется в несколько этапов:

•психологический анализ жизни ребенка;

•оценка семейных отношений между ребенком и родителями, его обращением с родственниками, другими детьми;

•опрос ребенка в виде беседы или игры по предварительному составленному плану;

•наблюдение за ребенком и его поведением во время организованной или спонтанной игры;

•анализ рисунков обследуемого ребенка. В них всегда прослеживаются чувства, желания, страхи и переживания малыша;

•обследование и беседа с родителями, близкими родственниками.

Для родителей, чтобы предупредить неврозы у детей и подростков, главным является создание здорового психологического микроклимата в семье и соответствие воспитания современным принципам.

Важно! Озвученные проблемы должны быть заранее скорректированы взрослыми, чтобы они не переросли в явную патологию. Лучше лишний раз подстраховаться, чем в дальнейшем с горечью пожинать плоды своего невежества в вопросах воспитания.

В возрасте до трех лет важно становление самостоятельности. Для дошкольного периода немаловажно формирование адекватной самооценки, принятия себя. Психологи отмечают, что неправильные стили воспитания формируют разные виды невроза у детей.

 

Будьте здоровы!

 

Рзянкина М.Ф.

Популярные теги

2021 2022 Азбука здорового сердца Артериальная гипертония Аутизм Болезнь Паркенсона Витилиго Всемирная неделя грудного вскармливания Всемирные дни ВОЗ Всемирный день без табачного дыма Всемирный день борьбы с гепатитом Всемирный день здоровья Гепатит День борьбы против рака День борьбы с туберкулезом День донора День здоровья и спорта День осведомленности о стрессе День травмотолога Жизнь без аллергии Зарядка для всех Здоровое будущее – выбор молодых! Здоровое детство Здоровое питание Зубные истины Иммунизация Малярия Премия здоровья Рассеянный склероз Сколиоз Сохрани зубки крепкими Стоматология Уход за зубами Формула гормонального здоровья Формула психического здоровья Форум Шаги здоровья Школа здоровья Школа молодой семьи Школа независимости Школа профилактики остеопороза Ярмарка здоровья аллергия астма день борьбы с наркоманией