Здравствуйте, дорогие посетители Школы!
Продолжаем наши занятия. Сегодня мы поговорим об одном из самых распространенных нервно-психических заболеваний – неврозе.
В развитых странах различными формами невротических нарушений страдает от 10% до 20% населения, в т.ч. дети. Поскольку симптомы невроза зачастую носят не только психологический, но и соматический характер, эта проблема является актуальной не только для клинической психологии, но и для ряда других дисциплин (кардиология, пульмонология, педиатрия).
Поможет нам разобраться в проблеме Марина Федоровна Рзянкина — д.м.н., профессор, заведующая кафедрой педиатрии, детских инфекционных болезней и неонатологии Дальневосточного государственного медицинского университета.
За последние десять-пятнадцать лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей всех возрастных групп. Ведущее место в структуре функциональных нарушений и хронической патологии стали занимать расстройства поведения, нарушения и хронические заболевания нервной системы. Результаты многолетних научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост распространённости функциональных нарушений и хронических заболеваний нервной системы и психической сферы происходит в период получения детьми систематического образования – при обучении в учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования. Это связано как с возрастающей учебной нагрузкой, так и с тем, что на возрастном отрезке от 3 до 18 лет организм ребёнка интенсивно растёт и развивается и с этим этапом совпадает большинство критических периодов детства.
Для современного школьного образования характерно сочетание двух противоположных тенденций: с одной стороны все более раннее начало образования, а с другой – углубленное изучение отдельных предметов при интенсификации учебного процесса. Следует учитывать, что коренная реконструкция всего уклада жизни в нашей стране резко повысила психические нагрузки и требования к механизмам стрессоустойчивости не только взрослых, но и особенно детей и подростков. В процессе жизнедеятельности они постоянно испытывают психоэмоциональное напряжение при резком сокращении продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, не соответствующем возрастным потребностям. Все это снижает общую резистентность растущего организма, способствует формированию различных функциональных нарушений здоровья. По данным медицинской статистики и результатам профилактических осмотров нервно-психическими нарушениями страдают более половины учащихся массовых школ, причем по отношению к старшеклассникам и учащимся профессиональных училищ этот показатель значительно выше. Среди учащихся школ нового вида (гимназий, лицеев, частных школ) на 20% чаще, чем в массовых школах, встречаются пограничные нервно-психические нарушения.
В динамике обучения в общеобразовательных учреждениях распространенность нервно-психических расстройств существенно возрастает. По данным научных исследований, если среди младших школьников частота указанных расстройств составляет 48,0‰, то среди старшеклассников выше почти вдвое – 87,5‰.
При этом, несмотря на огромную потребность в помощи, обращаемость по поводу этих нарушений нервно-психического здоровья к специалистам (неврологу, психиатру, медицинскому психологу) явно недостаточная. Это свидетельствует об отсутствии должного внимания со стороны родителей к невротическим расстройствам, возникшим у детей.
Неврозы – это особые патологии нервной системы, как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.
Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.
Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера. При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).
Почему возникают неврозы?
И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции. Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы. Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.
Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей. является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).
Провоцирующими факторами для развития неврозов служат:
1. Предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей. Практически 50% детей с диагнозом невроз, переболели ранее соматическими заболеваниями,
2. Психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы.
Психическую травму дети получают в результате стресса хронического (регулярные ссоры в семье, агрессивно настроенный детский коллектив) и острого, испуга (авария, резкий звук в темноте),
3. Перенесенные заболевания,
4. Частое недосыпание,
5. Напряжение физическое или психическое;
6. Тяжелые отношения в семье.
Развитие заболевания и его выраженность зависит от: пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеники, гипер- и нормостеники), особенностей темперамента (холерики, флегматики и т.д.) .
Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого.
Перечисленные причины могут присутствовать как поодиночке, так и в любой комбинации. Единственный неблагоприятный фактор не всегда оказывает выраженное действие, но вместе они усиливают друг друга.
Неврозы у детей протекают в разных видах. Чем они проявляются?
•Истерический невроз.
Развивается из истерики, которая трансформируется из обиды за не одобренное им действие (наказание, отказ в новой покупке, запрет смотреть долго мультики). Его проявления: припадки, сопровождающиеся криком, ревом, валянием по полу, покраснение лица. В тяжелых случаях возможна истерическая кратковременная слепота. Важно, что это все проделывается при зрителях, наедине ребенок такого не делает.
•Невроз страха.
Это самый распространенный вид детского невроза. Ему характерны приступы страха и паники, которые обычно бывают перед сном (отказ ложиться в кровать, боязнь спать без света). Такое же состояние также бывает связано с посещением школы или детсада. В данном случае категорически нельзя ругать, стыдить, наказывать и сравнивать с другими детьми. Такая тактика непременно усилит симптоматику. Родители для ребенка должны оставаться символом теплоты и комфорта в любой ситуации.
•Невротическое заикание.
Этой формой невроза чаще страдают мальчики. Причина обычно кроется в психологической травме (сильный испуг).
•Невротический энурез.
Это неосознанное ночное недержание мочи у детей. Оно развивается на почве психологического расстройства. Учащение случаев недержания во время сна пропорционально пережитым стрессам и физическим наказаниям. Детям с таким неврозом также характерна чрезмерная капризность, раздражительность, плаксивость, заикание.
•Невротические расстройства сна.
Они часто встречаются и проявляются тем, что дети плохо засыпают, их сон неспокойный, они вскрикивают и от этого просыпаются. Бывают случаи лунатизма.
•Необычные мимика и жесты.
При неврозе навязчивых состояний можно наблюдать тик, заведение глазных яблок, подрагивание уголков губ у пострадавшего малыша или подростка. Ребенок с озвученной проблемой может непроизвольно подпрыгивать, а также похлопывать себя рукой.
Важно как можно ранее диагностировать невроз. Это обеспечит быстрейшее излечение, и отсутствие осложнений. Процесс диагностики неврозов у детей выполняется в несколько этапов:
•психологический анализ жизни ребенка;
•оценка семейных отношений между ребенком и родителями, его обращением с родственниками, другими детьми;
•опрос ребенка в виде беседы или игры по предварительному составленному плану;
•наблюдение за ребенком и его поведением во время организованной или спонтанной игры;
•анализ рисунков обследуемого ребенка. В них всегда прослеживаются чувства, желания, страхи и переживания малыша;
•обследование и беседа с родителями, близкими родственниками.
Для родителей, чтобы предупредить неврозы у детей и подростков, главным является создание здорового психологического микроклимата в семье и соответствие воспитания современным принципам.
Важно! Озвученные проблемы должны быть заранее скорректированы взрослыми, чтобы они не переросли в явную патологию. Лучше лишний раз подстраховаться, чем в дальнейшем с горечью пожинать плоды своего невежества в вопросах воспитания.
В возрасте до трех лет важно становление самостоятельности. Для дошкольного периода немаловажно формирование адекватной самооценки, принятия себя. Психологи отмечают, что неправильные стили воспитания формируют разные виды невроза у детей.
Будьте здоровы!
Рзянкина М.Ф.