Международный день глухих, отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября, был учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых (World Federation of the Deaf, WFD). Цель Дня — повышение информированности международного сообщества о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди. Ведь, по статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков.
По данным ВОЗ, более 5% населения мира, или 430 миллионов человек, нуждаются в реабилитации для решения проблемы «инвалидизирующей» потери слуха (432 миллиона взрослых и 34 миллиона детей). По оценкам, к 2050 г. более 700 миллионов человек, или каждый десятый, будут иметь инвалидизирующую потерю слуха. «Инвалидизирующей» называется потеря слуха в слышащем лучше ухе, превышающая 35 децибел (дБ). Почти 80% таких людей живет в странах с низким и средним уровнем дохода. Потеря слуха более широко распространена среди более возрастных людей: от этой проблемы страдают более 25% людей в возрасте старше 60 лет
Хотя люди могут подвергаться влиянию перечисленных ниже факторов в разные периоды своей жизни, они наиболее восприимчивы к их воздействию в критические периоды жизни.
Предродовой период
— Генетические факторы: включают как врожденные, так и приобретенные причины потери слуха.
— Внутриутробные инфекции, такие как краснуха и цитомегаловирусная инфекция.
Перинатальный период
— Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов).
— Гипербилирубинемия (тяжелая форма желтухи в неонатальный период).
— Низкий вес при рождении.
— Другие перинатальные осложнения и их лечение.
Детский и подростковый возраст
— Хроническое воспаление среднего уха (хронический гнойный средний отит).
— Скопление жидкости в ухе (хронический негнойный средний отит).
— Менингит и другие инфекционные заболевания.
Взрослый и пожилой возраст
— Хронические заболевания.
— Курение.
— Отосклероз.
— Возрастная сенсоневральная дегенерация.
— Внезапная сенсоневральная потеря слуха.
Факторы, воздействующие на протяжении всей жизни
— Серная пробка (ушная сера, блокирующая слуховой проход).
— Травма уха или головы.
— Чрезмерный шум/громкие звуки.
— Ототоксичные лекарственные препараты.
— Ототоксичные химические вещества, связанные с работой.
— Недостаточность питания.
— Вирусные инфекции и другие болезни уха.
— Прогрессирующая наследственная потеря слуха с поздним началом.
Профилактика потери слуха необходима на протяжении всей жизни – от пренатального и перинатального периодов до пожилого возраста. У детей потеря слуха почти в 60% случаев вызвана причинами, которые можно предотвратить, принимая меры общественного здравоохранения. Аналогичным образом, можно предотвратить наиболее распространенные причины потери слуха взрослыми, такие как воздействие громких звуков и ототоксичных лекарственных средств.
К числу эффективных мер, направленных на сокращение количества случаев потери слуха и принимаемых на разных стадиях жизни человека, относятся следующие:
— иммунизация;
— эффективная охрана здоровья матери и ребенка;
— генетическое консультирование;
— выявление и ведение наиболее распространенных болезней уха;
— программы защиты слуха от воздействия шума и химических веществ на производстве;
— стратегии пропаганды безопасного прослушивания с целью уменьшения воздействия громких звуков во время развлекательных мероприятий; и
— правильное применение лекарственных средств для предотвращения потери слуха под воздействием ототоксичных лекарственных средств.
Раннее выявление потери слуха и заболеваний уха имеет решающее значение для эффективного ведения пациентов. Для этого необходим систематический скрининг с целью выявления болезней ушей и связанной с ними потери слуха среди следующих категорий людей, подверженных наибольшему риску. Проверка слуха и осмотр ушей могут проводиться как в условиях стационара, так и в амбулаторных условиях. В случае выявления потери слуха важно как можно скорее принять надлежащие меры, чтобы смягчить любые неблагоприятные последствия.
К числу возможных мер по реабилитации людей, страдающих от потери слуха, относятся следующие:
— использование слуховых технологий, таких как слуховые аппараты, кохлеарные импланты и импланты среднего уха;
— использование языка жестов и других средств сенсорного замещения, таких как визуальное восприятие речи (чтение по губам), использование слепоглухими людьми метода тадома (прикладывание пальцев к губам и щекам говорящего), общение жестами;
— реабилитационная терапия для улучшения навыков восприятия и развития коммуникативных и языковых способностей.
Берегите свое здоровье!
Управление по физической культуре, спорту и здравоохранению
Материал подготовлен на основе информации с сайта ВОЗ (https://www.who.int/ru/) и открытых источников