Основные принципы и правила организации грудного вскармливания

Здравствуете, дорогие посетители Школы «Здоровое детство».

 

 На первом занятии мы подробно поговорим об основных принципах и правилах организации грудного вскармливания.

 

 С появлением малыша Ваша жизнь совершенно изменится. И изменится она, безусловно, к лучшему. Но эта жизнь, конечно, имеет свои правила. Теперь все подчинено одной цели – чтобы Ваш малыш вырос здоровым и счастливым. Мы постараемся дать Вам некоторые практические советы, которые, помогут справиться с трудностями, возникающими при кормлении малыша в первые месяцы после родов.

В первые дни пребывания дома, когда зачастую у молодой матери появляется множество забот и поводов для волнений, у нее возможно некоторое снижение выработки молока. Необходимо успокоиться и понять,  что это явление временное, верить в уверенность в успехе.

Для успешной лактации матери необходима спокойная обстановка, полноценный рацион, достаточный отдых, пребывание на свежем воздухе, постоянное внимание и помощь близких.

Очень важно, чтобы при временном снижении лактации ребенку не начали давать искусственные смеси или большое количество жидкости. Это сразу ослабит сосательную активность ребенка. Маме необходимо знать, что лактация имеет обычно цикличный характер с лактационными кризами через 1,5-2 месяца и самое важное и трудное - удержать выработку молока в первый криз. В этом случае можно посоветовать как можно чаще давать грудь ребенку, в том числе и ночью. Частое сосание груди является самым мощным стимулом выработки молока.

Рекомендации по режиму вскармливания.

Во всех случаях после выписки из родильного дома кормить ребенка рекомендуется по его требованию. Зачастую это бывает до 10-12 раз в сутки, без ночного перерыва. Однако многие дети выдерживают 3-х-3,5-часовые промежутки между кормлениями, и у них устанавливается свой определенный режим кормления: от 6 до 8 раз в сутки, как правило, без ночного перерыва. Важно, чтобы мать научилась правильно распознавать «голодный» плач ребенка – требовательный, громкий, поиск соска, «чмоканье» губами.

Принципы организации процесса кормления.

Для успешного грудного вскармливания большое значение имеет правильная организация самого процесса кормления ребенка. Кормить малыша надо в спокойной обстановке. Мама должна полностью сосредоточиться на этом процессе, не отвлекаться посторонними разговорами, чтением, просмотром телепередач и т.п. Важно наблюдать за реакцией ребенка, его поведением во время кормления, так как именно в это время завязываются самые тесные контакты между матерью и малышом, они начинают лучше понимать друг друга.

С первых дней жизни у каждого ребенка формируется «рефлекс на положение» – когда мать берет ребенка на руки, он открывает ротик, энергично ищет сосок. Кормящая женщина сама должна принять удобную позу, сидя или лежа на боку. Поза не должна вызывать утомления – чем удобнее, комфортнее, тем лучше себя чувствует женщина, и тем лучше идет процесс кормления. Чаще всего ребенка кормят сидя; под ногу, соответствующую груди, которой мама кормит ребенка, ставится скамеечка; руку можно положить на подлокотник кресла или дивана. Одной рукой мама поддерживает голову и спину ребенка, другой дает ему грудь. Могут быть и другие удобные положения: горизонтальное, когда мама и ребенок располагаются рядом на кровати или диване, вертикальное (мама держит ребенка перед собой), или когда ребенок кормится из-за спины.

При сосании груди ребенок должен захватывать ртом не только сосок, но и околососковый кружок, причем больше снизу, чем сверху. Поддерживать малыша надо в основном под спину, так как давление на голову может заставить поворачивать ее в другую сторону. Надо следить за тем, чтобы грудь не закрывала ноздри ребенка и тем самым не затрудняла его дыхание, что мешает правильному сосанию.

Правильное прикладывание к груди (внешние признаки):

•        Подбородок ребенка касается груди

•        Его рот широко открыт

•        Его нижняя губа вывернута наружу

•        Вы можете видеть большую часть ареолы над верхней губой, а не под нижней, это свидетельствует о том, что касаясь языком млечного синуса ребенок выдавливает молоко.

 

Как долго ребенок должен получать разовый объем грудного молока?

Обычно ребенок у груди матери находится 15-20 минут, хотя некоторые дети насыщаются за 5-10 минут, а другие предпочитают находиться в таком положении более длительное время. Однако долго держать ребенка около груди не рекомендуется, так как это может привести к травмированию, мацерации соска, образованию трещин.

Если ребенок сосет вяло, засыпает у груди, надо побуждать его к активности: потрепать по щечке, попытаться отнять грудь. Лучше, если в каждое кормление ребенок будет сосать только одну грудь, так как при этом он сможет получить так называемое "заднее" молоко, более богатое жиром. "Переднее" молоко содержит незначительный процент жира, но много лактозы и воды. Если же малыш, опорожнив грудь, не насытился, ему можно дать вторую. Но при этом следующее кормление надо начинать с той груди, которой закончилось прошлое кормление. Использование двух молочных желез при кормлении несет в себе опасность того, что ребенок недополучит части трудно высасываемого, но наиболее питательного «заднего» молока из первой груди. Поэтому ни в коем случае нельзя быстро менять грудь при кормлении.

Как правило, во время сосания груди ребенок вместе с молоком заглатывает некоторое количество воздуха, что может вызвать беспокойство малыша, срыгивания. Поэтому ребенку после каждого кормления следует придать вертикальное положение и подержать так до того момента, как у него отойдет проглоченный воздух, что определяется по громкой отрыжке. Иногда при этом происходит необильное срыгивание, что не должно вызывать опасений. После кормления ребенка лучше положить на бок или на живот, а не на спину, чтобы при срыгивании молоко не попало в дыхательные пути.

Иногда ребенок может беспокоиться во время сосания груди, что некоторые матери ошибочно принимают за отрицательную реакцию на грудное молоко. Однако материнское молоко здесь ни при чем. Просто у ребенка возникают боли в кишечнике из-за слишком быстрого сосания и заглатывания воздуха. Если это происходит, надо на время прервать кормление, придать ребенку вертикальное положение для отхождения проглоченного воздуха. Если это не помогает, можно сделать массаж живота (теплой рукой, по часовой стрелке) или приложить теплую (не горячую!) грелку. Иногда при этом происходит опорожнение кишечника, и малыш успокаивается.

Маме следует знать, что в течение всего периода новорожденности ребенок, кроме грудного молока, не нуждается ни в каких пищевых добавках, а также в дополнительном введении жидкости. При достаточном количестве молока у матери все его потребности в пищевых веществах и воде полностью удовлетворяются, особенно если кормление осуществляют по требованию младенца.

Если же все-таки ребенку приходится вводить дополнительно жидкость или сцеженное грудное молоко (в худшем случае - искусственную смесь) при действительном недостатке грудного молока, давать их надо не через соску, а из ложки, пипетки или маленькой чашки. Это сохранит сосательную способность ребенка и предупредит преждевременный отказ от груди.

Нужно ли сцеживать молоко после кормления?

Через 2-3 недели после рождения при правильно организованном грудном вскармливании молока вырабатывается ровно столько, сколько нужно ребенку, поэтому не возникает необходимости в сцеживании после каждого кормления. Сцеживание необходимо в случае вынужденного разлучения матери с ребенком. Также сцеживание молока необходимо, если после кормления женщина не чувствует облегчения, а уплотнение груди нарастает.

 

Самое главное, дорогие наши слушатели, не пугайтесь, если что-то не получается, не паникуйте. Вы быстро всему научитесь и обретете спокойствие и уверенность. И еще – доверяйте своей интуиции – если вас что-то беспокоит, не стесняйтесь обратиться к врачу. В любом случае ваше хорошее настроение – это хорошее настроение и здоровье вашего малыша.

 

Желаем здоровья Вам и Вашему малышу!

 

Рзянкина М.Ф. – д.м.н., профессор, декан педиатрического факультета ФГБОУ  ВО ДВГМУ Минздрава России, заведующая кафедрой социальной педиатрии и здорового ребенка

 



04.07.2017