Суицид у детей и подростков

Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют очень многие факторы.

Нет дыма без огня». Молодые суициденты не редко из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми, часто с применением насилия. Родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут периоды безработицы и экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери или уход из семьи отца.

Покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют близости ни к одному из взрослых. Им часто трудно общаться и с другими значимыми для них людьми, не к кому обратиться, когда необходимо с кем-то поговорить. У них были плохие отношения с родителями и со сверстниками, они были убеждены в своей беспомощности и считали себя неспособными повлиять на будущее.

Социальная изоляция делает молодых людей более уязвимыми при утрате объекта любви, что может послужить причиной самоубийства. Потеря родителей в детстве делает особенно тяжелой потерю других членов семьи, друзей или любимых. Депрессия может быть следствием ранее имевших место стрессов. Влияние прежних потерь, особенно если отсутствует поддержка со стороны семьи и какие-либо надежды, говорит о существовании поведенческой модели «стрессовой уязвимости» молодых людей, покушающихся на самоубийство.

Одним из наиболее часто встречающихся факторов, способствующих покушению на самоубийство, является депрессия. Она может быть следствием потери объекта любви и сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Могут появиться такие психосоматические симптомы, как потеря аппетита, расстройство сна, усталость, снижение сексуального интереса. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно. Часто ее стараются скрыть за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.

Риск самоубийства более высок среди молодых людей, увлекающихся наркотиками или алкоголем. Употребление алкоголя или наркотиков повышает вероятность действий, совершаемых под влиянием внезапных импульсов. Одно из исследований, проведенное среди учащихся восьмых и десятых классов, показало, что подростки, ведущие активную сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергались большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживался.

Стресс также может стимулировать суицидные намерения. Некоторые склонные к самоубийству молодые люди характеризовались как незрелые личности, слабо контролирующие свои эмоции.

Для других склонных к самоубийству молодых людей характерны высокая внушаемость и тенденция к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому молодых людей. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.

Самоубийство может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые молодые люди страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Другие угрожают самоубийством, отчасти из-за ожидаемой вины, когда голоса призывают к внешней агрессии. Для подавляющего большинства совершивших самоубийство подростков были характерны длительные периоды неуравновешенного поведения с проявлением признаков и симптомов психического расстройства, особенно депрессии.

Важными эмоциональными компонентами причин самоубийства являются чувство вины и страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Их попытки покончить с собой являются способом наказать себя или своего молодого человека. Чувство вины и стыда из-за внебрачной беременности – сильный мотивационный фактор для совершения самоубийства.

Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих, или же попытка воздействия на других людей с определенной целью. Попытка самоубийства не обязательно продиктована желанием умереть, а скорее желанием таким образом обратиться к окружающим и вызвать их сочувствие, получить помощь в решении своих проблем. И действительно, иногда такой отчаянный шаг способствует тому, что необходимые изменения в жизни происходят. Однако многие из подобных призывов о помощи не приносят желаемого результата и оканчиваются смертью.

Попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать заранее и предотвратить их. Прежде чем покушаться на самоубийство, человек может сначала проявить протест в какой-либо другой форме: уйти из дома, лгать, воровать или привлекать к себе внимание как-то еще. Испробовав все варианты и потерпев неудачу, человек решается покончить с собой. Большинство покушавшихся на самоубийство подростков сначала говорили об этом окружающим. Если последние вовремя заметят тревожные признаки, обратят на них внимание и отнесутся к этому достаточно серьезно, постараются найти какой-либо спасительный выход, это может предотвратить несчастье.

Иногда признаки будущей попытки самоубийства труднораспознаваемы. Например, молодой человек может говорить о своих планах на будущее. В то время как все его помыслы – о самоубийстве. Таким образом, ни друзья, ни члены его семьи не получают предупреждения о том, что он задумал расстаться с жизнью.

Самоубийство молодого человека вызывает сильное потрясение у членов его семьи, друзей и сверстников. Они обычно испытывают страх, гнев, чувство вины и подавленности. Они чувствуют себя ответственными за то, что не распознали признаков приближающейся беды и не приняли мер для ее предотвращения, но в то же время они сердиты и на покончившего с собой за то, что он оставил их. За ощущением потери и пустоты часто приходят сомнения в самих себе и чувство вины. Чтобы оправиться от утраты, может потребоваться один или два года, в зависимости от личных особенностей человека и следующих за самоубийством событий. Должно пройти некоторое время, прежде чем чувства успокоятся и человек сможет примириться с потерей.

Родители! Вам нужно помнить:

Правильное проживание периода с 0 до 1 года жизни: необходимость в удовлетворении базовой потребности в принятии, т.е. ребенок должен быть желанным, любимым и находиться в безопасности, должны удовлетворяться его обычные простые физиологические потребности, о которых он «говорит» плачем. Таким образом, формируется доверие к миру вообще. Неудовлетворение этих потребностей может привести к формированию низкой стрессоустойчивости и глубинной потребности в поиске состояний эмоционального принятия, психофизического комфорта и расслабления, которые могут привести к зависимостям от химических препаратов и т.д.

Правильное приучение к навыкам опрятности и чистоплотности (с одного года до двух лет). В случае если в данный период жизни родители ведут себя некорректно, впоследствии может развиться созависимость. Созависимость – стойкое изменение личности, человек не может идентифицировать свои чувства, мысли, потребности. Такие люди во взрослой жизни испытывают страх сильных чувств и переживаний, они излишне доверчивы, избегают близких отношений с другими людьми, формируются любые виды аддикции.

Проживание возрастного кризиса с 3-х до 6 лет, когда ребенок активно осваивает окружающий мир. Это критический период детского возраста, часто о нем забывают или не знают. Это первый этап, когда ребенок начинает формироваться как личность, самоутверждается, часто проявляет негативизм на запреты, родителям кажется, что их ребенок непослушный и упрямый. В случае категоричных запретов родителей в этот период можно вызвать подавление воли, формируется чувство вины, страдает эмоциональная сфера (такие дети склонны к депрессиям и неврозам). Контакта в семье нет, подрастая, ребенок идет к сверстникам, ищет контакта, эмоционального принятия, что может привести к девиантным формам поведения и аддикции. Впоследствии такие взрослые не могут самостоятельно принимать решения, несамостоятельны, постоянно «нуждаются» в помощи.

Каждый день у человека возникает от 40 до 70 тысяч мыслей. 70% из них – негативные, что может порождать различные психические переживания. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. В результате, количество разводов растет, и все большее число детей живет с одним из родителей. Все меньше становится детских учреждений, целенаправленно занимающихся развитием детей вне школы. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей (что подтверждают статистические данные последних лет). Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа дошкольников и младших школьников с различными нарушениями поведения.

"Что посеешь, то и пожнешь!" – гласит народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле – и есть Любовь в истинном ее проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своем отношении к своим детям и к самим себе".

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов.

1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.

2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.

4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.

5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.

6. Больше любите своих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребенку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.

 

Панюшкина Нина Павловна – доцент кафедры нервных болезней, нейрохирургии и психиатрии КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации здравоохранения», к.м.н.

 

 



30.09.2015