Подросток и депрессия

Непонимание особенностей подросткового возраста часто приводит к тому, что подростков, которые действительно нуждаются в помощи психолога или психотерапевта, не воспринимают всерьез, потому что все относятся к их поведению и чувствам как к нормальным явлениям на данном этапе развития. Ясно, что чрезвычайно важно отличать подростков, находящихся в нормальном состоянии, от тех, кому нужна помощь психолога или психотерапевта.

Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как пьянство или употребление наркотиков. Подростки-девочки, скорее, загоняют свои симптомы внутрь и развивают депрессию. В общем, среди тех, кто испытал депрессию, девочек-подростков и взрослых женщин вдвое больше, чем представителей мужского пола. Хотя причины этого полового различия неясны, психологи полагают, что они могут быть связаны со значительным снижением самоуважения, которое иногда наблюдается у девочек при переходе из младшей в среднюю школу. Это – влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание.

Давление со стороны сверстников и средств массовой информации понуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений.

Депрессия в подростково-юношеском возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение. У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, у девочек и девушек - нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия или булимия. Значительная доля тех, кто покушается на самоубийство, переживают депрессию. Депрессия, мысли о самоубийстве и употребление наркотиков также связаны между собой.

Депрессия может вызывать и другие проблемы, вследствие ее влияния на межличностные отношения. Вызываемое депрессией обеднение общения может ухудшать отношения "родитель-ребенок" в отрочестве и влиять на романтические отношения в юности. Например, среди переживающих депрессию девушек число беременностей в три раза превышает среднестатистическую "норму". Биологические изменения в процессе полового созревания, равно как и социальные перемены, связанные с переходом из начальной школы в средние и старшие классы, - все это требует громадных усилий для психологического приспособления, особенно от девочек-подростков.

Есть ли какие-то факторы, которые могут повлиять на возникновение депрессии? Вероятность возникновения у тинэйджеров депрессии и стрессовых реакций повышают следующие факторы:

  • Негативный образ тела, по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения.
  • Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личности и своего будущего может, по-видимому, повышать риск развития депрессии, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах.
  • Низкая школьная успеваемость, конечно, ведет к развитию депрессии и нарушениям поведения у подростков.

Но это свойственно в основном мальчикам, но, по-видимому, не сказывается столь негативно на девочках. Многие девочки выходят из отрочества с ущербным Я-образом, сравнительно низкими ожиданиями в жизни и гораздо меньшей уверенностью в себе и своих способностях, чем мальчики. Если в возрасте 9 лет большинство девочек относятся к себе позитивно, то к старшим классам школы такое отношение сохраняется менее чем у трети девушек. И хотя самооценка мальчиков в период обучения в средней школе также снижается, однако не так сильно, как у девочек.

В последнее время по наблюдениям психологов у подростков в большом городе проявляются одинаковые психологические проблемы. Мегаполис порождает у абсолютно разных подростков схожие эмоциональные переживания и психологические проблемы. В большом городе, будучи вовлеченным в отношения между людьми (семейные, учебные, дружеские), молодой человек испытывает эмоциональные перегрузки и стрессы. Установлено, что доля городского населения в России сейчас составляет 73,3%. Подростки, с их не совсем сформированной личностью, особенно подвержены страхам, подстерегающим подростка в городе на каждом шагу. По мнению психологов, подросткам и молодежи, живущим в больших городах, присущи следующие страхи:

1. Боязнь катастроф, эпидемий, терактов и прочих явлений, связанных со скоплением большого количества людей.

2. Боязнь асоциальных личностей и насилия.

3. Боязнь дружбы и любви.

Ученые считают, что самое опасное в городских страхах то, что они «распространяются как эпидемия», поскольку совсем потерять страх в городе невозможно. Но проблемы у подростка начинаются тогда, когда из здорового инстинкта самосохранения страх превращается в клиническое проявление фобического невроза.

По данным исследований чаще всего негативное воздействие страха ощущают на себе именно молодые жители городов. Их страхи в городах более выражены. Они делятся на – социальные (страх потеряться в толпе, утратить свою индивидуальность, боязнь опозориться, быть высмеянным, быть одинокими, отверженными, не совладать со своими чувствами и т.д.) и на витальные страхи (страх опасения заразиться инфекционным заболеванием (например, гриппом), страх задохнуться в метро, страх получить травму или стать жертвой ограбления, пострадать от катастрофы, нападения животных, страх потерять близких, страхи высоты, глубины, замкнутого пространства). Эти страхи свидетельствуют: – о неспособности защитить себя в условиях большого города, – об отсутствии достаточного понимания со стороны как взрослых, так и сверстников и их должной поддержки. Молодым жителям городов присуща боязнь не суметь самореализоваться в этой жизни, что является одной из трудностей в планировании своего будущего. Все это в совокупности приводит к большей агрессивности последних.

На возникновение страхов современных подростков в мегаполисе больше влияние оказывает коллектив сверстников (т.е. людей, с которыми он связан как личными, так и социальными отношениями), но он же, при определенных условиях, может и повлиять на преодоление некоторых страхов, что не характерно для меньших населенных пунктов. Для городов характерно и то, что страхи подростков, причины которых не связаны с местом его учебы, оказывают большее негативное влияние него и на процесс его обучения.

Чем больше город, тем больше зависимость страхов современных подростков от статуса того учебного заведения, где он учится. Причем, чем выше этот статус, тем боле выражены различия этих страхов (например, гимназия с большими традициями или хороший техникум и простая общеобразовательная школа на окраине города или профтехучилище со слабым контингентом учащихся). Если в престижной гимназии страх получить плохую оценку является одним из ведущих мотивов обучения, то в обычной школе этот страх (как правило) не ярко выражен, и, в основном, приводит к нежеланию подростка изучать тот или иной предмет.

Влияние на страхи молодых городских жителей оказывает сложившиеся отношения в семье (поведение родителей, их разговоры, их социальный статус), а также внешняя информация (газеты, ТВ передачи, рекламные плакаты, митинги, пикеты и т.д.).

Активная познавательная деятельность подростков в городе неизбежно сопровождается значительным количеством страхов, поскольку часто возникающие при жизни в городе ситуации несут в себе большую неопределенность и противоречивость.

Родители подростка должны определить первые признаки того что подросток испытывает депрессию или страх и обратиться с подростком на консультацию к психологу.

О каких родителях мечтают подростки.

Какими же хотят видеть подростки своих родителей? Как показывают результаты опросов, подростки мечтают о таких родителях, которые:

- «… интересуются нами и готовы помочь, когда нужно»;

- «… выслушивают нас и стараются понять»;

- «… дают почувствовать, что они любят нас»;

- «… выказывают свое одобрение»;

- «… принимают нас такими, какие мы есть – со всеми нашими ошибками и недостатками»;

- «… доверяют нам и ждут от нас хорошего»;

- «…относятся к нам как к взрослым»;

- «… направляют нас»;

- «… веселы, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора, умеют создать теплую атмосферу дома и подают хороший пример».

Нужно еще помнить, что психика человека развивается постепенно от 0 до 18-21 года и если на незрелые функции падает несоответствующая нагрузка, то развитие может искажаться и иногда приобретать патологические черты.

 

Панюшкина Нина Павловна – доцент кафедры нервных болезней, нейрохирургии и психиатрии КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения», кандидат медицинских наук

Литвинов Александр Викторович – ассистент кафедры нервных болезней, нейрохирургии и психиатрии КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения»

 



26.10.2015